23:37 

Семь забавных цитат из Тьерри де Дюв «Невольники Маркса: Бойс, Уорхол, Кляйн, Дюшан»

1. С субъективной точки зрения художник-модернист - это пролетарий par exellence, так как режим частной собственности принуждает его поставлять на художественный рынок вещи, существующие далее в качестве товаров, но, чтобы обладать какой-либо художественной ценностью, обязанные быть экстрактами его рабочей силы и, по возможности, только ее. Маркс называет эту универсальную способность производства ценности рабочей силой, а Бойс - креативностью. ...

2. Стоя на пороге "конца модерна", Бойс звал к тому же самому, на что без конца надеялся как на освобождение - модернизм. "Каждый человек - художник": так так говорил уже Рембо, так думал уже Новалис. Вновь провозглашали этот лозунг студенты 1968-го. Со времен немецких романтиков, он означал: "Власть - воображению!" Каждый человек - художник только те немногие, кого по глупому недоразумению называют профессиональными художниками, понимают, что их призвание - мученически воплотить этот потенциал. Отсюда - два лица модернизма: открытое лицо революционера и педагога, уверенного в том, что адекватное просвещение способно освободить креативность; и тайное лицо безумца и бунтаря, настаивающего на том, что креативность свободна уже сейчас, в мире сем, свободна именно потому, что подавлена.

3. Креативность является потенциалом всех и каждого, причем потенциалом, не нуждающимся в разделении труда. Креативность - это производительная способность вообще... истинный капитал. Чтобы креативность "вернулась из отчуждения", имущество, включая деньги, должно было очиститься от товарного статуса. Монета, которую Бойс называл "производительным капиталом", чеканилась бы в таком случае центральным банком

4. Пока новый порядок не наступил, капиталом остаются деньги, а не креативность. Не каждый человек - художник.

5. Рынок искусства по-прежнему оперирует как товарами плодами "креативности" тех, кого он признает профессиональными художниками. В условиях промышленного капитализма (сосуд) креативность художника (содержимое) может лишь застывать в виде товаров и отчуждаться, переходя в их меновую стоимость. Сколько бы художник ни обращался к своему источнику - рабочей силе, - алхимия, которая претворяет ее в золото для торговца-галериста, оставляет по себе один шлак ("сгущенное рабочее время", как сказал бы Маркс).

6. В условиях обновления креативность художника сохраняет свой подрывной потенциал. Однако, переполняемая разъедающей ее рабочей силой, ванна все равно не избегает меновой стоимости. Ничего подрывного в креативности больше нет, это миф, оставшийся в прошлом.

7. Бойс умер, сгустки его таланта (но не креативности) беспощадно фетишизированы некрофильским рынком искусства, и только время решит, суждено ли его скульптуре выжить на пепелище социальной скульптуры - это модернистской Kunstwollen, последние вспышки которой он воплотил.

URL
Комментарии
   

Тухлый умняк

главная